Все дело в блоке цилиндров – у 01 (1200 см3) - 011/05 (1300 см3) блок существенно ниже (высота блока 207.1 мм) блоков 03 (1500 см3), 06 (1600 см3) (высота 215.98 мм).
Ход поршня (диаметр кривошипа коленвала) в блоках 01/011/05 - 66 мм (радиус кривошипа 33 мм).
Длина шатуна = 136 мм (для всех классических моторов заводской компоновки).
Компрессионная высота поршня = 37.9 мм (также является одинаковой для всех моторов классической компоновки). Получается что поршень в ВМТ не доходит до кромки плоскости блока всего 0.2 мм.
Так что увеличивая ход колен. вала до 80 мм. приходится компенсировать недостаток высоты блока.
Для переделки даже до 1,6 необходимо применять укороченные шатуны на 7 мм (длина=129 мм), кот. в ограниченном количестве выпускает ВАЗ, либо оставлять родные шатуны и использовать поршни с уменьшенной компрессионной высотой на 7 мм (компрессионная высота = 30.9 мм), таких поршней в последнее время появилось великое множество, например поршня ТРТ (Харьков) - номер каталога 2105SR-1004015.
При увеличении объема двигателя описанными выше способами приходится решать еще одну проблему – резкое увеличение степени сжатия. Дело вот в чем. Увеличивая рабочий ход поршня, увеличивается СЖ (подробнее о СЖ - можно почитать - ТУТ).
На блоке 03/06 (коленвал с которого мы используем для увеличения объема) не доход поршня до верхней кромки блока сост. 1,8-1.9 мм., а на блоке 01/011/05 недоход будет состовлять как и писалось выше всего 0.2 мм. Этот самый недоход являеться частью камеры сгорания, соответственно чем она меньше, тем выше СЖ. (Примерно подсчитать СЖ можно в програмке прикрепленной ниже написанной в экселе).
Для компенсации увеличения СЖ:
- в варианте с использованием коротких шатунов и стоковых поршней) приходится либо дорабатывать днище поршня, увеличивая объем камеры сгорания.. На это, кстати, стоит обратить внимание тем, кто захочет своими силами попробовать собрать такой мотор. Напомню, что все это вылезает при установке колена с ходом в 80 мм.
- в варианте с использование родных шатунов и тюнинговых поршней с уменьшенной компрессионной высотой обычно поршня уже имеют камеру сгорания несколько увеличенную относительно обычных поршней.
При установке же коленвала с ходом 84 мм в блок 01/011/05, все эти проблемы усугубляются, и их невозможно решить без изготовления дорогих поршней со смещенным пальцем. Плюс стоимость колена 84 мм. – весьма недешевого, кстати. То есть, увеличение объема мотора с 1300 до 1800 представляется полностью нецелесообразным с экономической точки зрения. Но с теоретической точки можно собрать такой мотор: Колено с ходом 84мм, шатуны укороченые 129 мм, поршни специальные от 21083-го тюнинговые под коленвал 74,8 уних смещен палец
вверх на 1,9 мм и есть выборка под клапана что компенсирует повышеную степень сжатия, расточка блока под данные поршни.
Под 1700 см3.:
- Колено с ходом 80 мм (03 или 213), шатуны 129мм., поршни от 21083-го мотора стандарт или от нивы 21213-го мотора, расточка блока под данные пошни;
- Колено с ходом 80 мм (03 или 213), шатуны родные 136 мм (или 21213-е под плавающий палец), тюнинговые поршни со смещением поршнего пальца вверх на 7 мм (уменьшенная компрессионная высота до 30.9 мм), расточка блока под данные пошни;
Под 1600 см3.,:
- Колено с ходом 80мм (03 или 213), шатуны 129 мм, поршни остаются стоковые;
- Колено с ходом 80 мм (03 или 213), шатуны родные 136 мм (или 21213 под плавающий палец), тюнинговые поршни со смещением поршнего пальца вверх на 7 мм (уменьшенная компрессионная высота до 30.9 мм), расточка блока под данные пошни (диаметр поршней подбирается в соответсвии с ремонтным размером).
Для заметки: С просьбой расточить блок имеющий с завода размер 79 мм в 82мм (76 мм в 79 мм) у специалистов которые точат блоки, вы будете предупреждены что расточка блока в данный размер будет производится под вашу ответственость, потому что при расточке может выявится зоводской дефект блока ( скрытые пузыри, микро трещины и.т.д ) за которые расточник ответственности не несет.
Примерно по ценам в Питере:
Колено с ходом 84мм (Надежда ВАЗ 2120)-------------6200р.
Колено с ходом 80мм (ВАЗ 2103)------------------------2100р.
Шатуны укороченые (специальные)--------------------2000тр.
Шатуны 21213 (плавающий палец)---------------------1000тр.
Поршни (ВАЗ 21083 тюнинг под ход 74,8)--------------2000тр.
Поршни (ВАЗ 21083 стандарт з. Харьков)---------------570р.
Поршни (ВАЗ 21213 стандарт з. Харьков)---------------620р.
Поршни (ТРТ 2105SR-1004015 з. Харьков)--------------1000 р.