для тех кто не может ознакомиться вывешу статью. Надеюсь модераторы против не будут как и редакция журнала
За рулем.
Итак первая статья
ОТКАЗ ЭУР НА «КАЛИНЕ"
Не справился с управлением
Фразу, вынесенную в заголовок, мы нередко слышим в сводках ГАИ. За кадром, как пра¬вило, остается - почему не справился. Но в этой истории вины водителя нет. Драмати¬ческие подробности - от Андрея Сидорова. Фото: Константин Якубов.
ЗНАЛ БЫ ПРИКУП...
Конечно, встречаются за рулем и пьяные, и самоуверенные лихачи, и идиоты с куп¬ленными правами, но не о них пойдет раз¬говор.
Говорят, машины как женщины: с од¬ними хорошо, а без них еще лучше; есть и другие - с ними плохо, а без них еще ху¬же. А как выбрать такую, с которой будет хорошо, а без нее совсем плохо? Как-то при очередном просмотре «кандидаток» в автосалоне «Сапсан», что в Набережных Челнах, Дмитрия привлекла новенькая светло-зеленая «Калина». Конечно, он и раньше знал об этой модели, но поездить не доводилось. С виду - маленькая,куцая, а цена - как у более солидной «де¬сятки».
Однако внутри машина оказалась вполне просторной, уютной и очень удоб¬ной. А менеджер меж тем мурлыкал о дос¬тоинствах - современная, мол, перспек¬тивная, экономичная, безопасная и наша, отечественная! С ремонтом и запчастями проблем не будет, да и гарантия солидная. Последней каплей стала демонстрация возможностей электроусилителя руля -на месте баранка крутилась одним паль¬цем! Возможно, к тому времени сказалось длительное воздержание от езды и уже хотелось хоть какую-нибудь машину, воз¬можно, менеджер попался напористый -кончилось тем, что из салона Дмитрий уехал на новенькой «Калине».
Минул остаток зимы, весна, лето, а с ними и 12 тысяч километров. Машина в общем нравилась, за исключением сущих пустяков: чуть поскрипывало где-то снизу, постукивали суппорты колодок да задние тормоза казались слабоватыми. Для оте¬чественной машины - мелочи, со време¬нем все можно устранить. Тут бы и побла¬годарить судьбу за удачный автомобиль, > но, как вы, наверное, догадались, тогда и этот материал не появился бы на свет. Од¬нако он перед вами, и поводом стал тот са¬мый электроусилитель, что в свое время заворожил Дмитрия.Однажды на панели приборов загорел¬ся сигнализатор неисправности ЭУР. На сервисе привести машину в порядок не смогли, да особо и не пытались - случай яв¬но гарантийный, пусть завод и отдувается. Решение вынесли соломоново: «Ты пока так катайся, а придет новый ЭУР - поменя¬ем по гарантии!». Только что-то не залади¬лось у «Сапсана», и от дилерской кормушки его к тому времени отлучили. А значит, на скорую замену дефектного узла рассчиты¬вать не приходилось. Какое-то время Дми¬трий так и ездил - благо рулевое управле¬ние хоть и осталось без усилителя, но рабо¬тало исправно. Заехал даже к официально¬му дилеру «Лада-Сервис» в Нижнекамске. Там, естественно, отфутболили: дескать, «Сапсан» со своим «недилерским» рылом машину обслуживал, наверняка что-то на¬портачил, а мы исправляй? За свой счет -пожалуйста: платите в кассу 20 000 рублей!
(Заметим, что все сертификаты на право за¬ниматься ТО и ремонтом у «Сапсана» есть.) Дмитрий предпочел дождаться электро¬усилителя по «месту прописки» автомоби¬ля. А пока крутил баранку, как когда-то на «четырнадцатой».
Недели две горящий на щитке сигнал назойливо напоминал о дорогой и беспо¬лезной опции, а потом примелькался и уже не тревожил. Но ЭУР вдруг стал подавать признаки жизни. Сигнал время от времени гас и усилитель включался в работу. Нена¬долго, часа на два в день. График работы «малолетки» был довольно свободный - ра¬бочие часы набирал в несколько приемов, минут по 30-40 за раз. Дмитрий вывел зако¬номерность. Утром, пока мотор холодный, смены были длиннее, а по мере прогрева сокращались. Прошел еще месяц; как-то ве¬чером на пустынном шоссе в очередной раз погас сигнал и ЭУР взялся за работу.
КУДА Ж ПОСКАЧЕТ МОЙ ПРОКАЗНИК?
Не зря говорят: заставь дурака богу мо¬литься - лоб расшибет! На легкое подрули-вание ЭУР отозвался со всей доселе дре¬мавшей силой - рванул руль влево так, что чуть не оторвал хозяину пальцы. Пред¬ставьте, скорость под сотню, дорога ров¬ная, как стрела, в салоне журчит музыка и вдруг руль до упора влево - обхохочешься! А говорят, «Калина» - скучный автомобиль!
Повезло - встречная машина была да¬леко, обочина пологая и без деревьев. Бросок завершился выездом в поле. Дви¬гатель работал, ЭУР, как водится, уже отды¬хал, а дрему как рукой сняло! Что ж, первая атака успешно отбита - жертв и разруше¬ний нет, можно потихоньку ехать домой.
Вторая случилась в городе через не¬сколько дней, но условный рефлекс был уже выработан: обе руки на руле, хват за-крытый, плотный и скорость 60. Дорога с односторонним движением и раздели¬тельным газоном, поэтому ни ЭУР, ни встречный грузовик не имели никаких шан¬сов. Остановился впритирку к бордюру.
Третий звонок был и вовсе безобид¬ным. На стоянке с работающим двигате¬лем в ЭУРе что-то щелкнуло, он привычно отработал влево, а из-под панели потяну¬ло горелой изоляцией. Дольше испыты¬вать судьбу Дмитрий не решился и здесь же внес изменение в конструкцию - сор¬вал с ЭУР провода.
Мы намеренно опустили переговоры Дмитрия с другими официальными диле¬рами ВАЗа. Суть их сводится к одному - от¬футболить клиента, обвинить его во всех
смертных грехах (установка сигнализа¬ции, дополнительного фонарика в салоне или, например, тягово-сцепного устройст¬ва) и снять с гарантии. Иными словами, сделать все, чтобы ничего не делать!
Отдадим должное «Сапсану». К нашему визиту в Нижнекамск на «Калине» Дмитрия уже стоял новенький ЭУР и совершенно бесплатно, если, конечно, не считать седых волос за те несколько «счастливых» мгно¬вений. Но ведь на пользу пошло! Теперь владелец за рулем предельно сосредото¬чен, руль держит обеими руками и даже на пустынном шоссе скорость не более 80.
НЕ ЖИЛИ БОГАТО...
Проколы случаются и у самых именитых производителей. И «Тойота», и «Мерседес» не брезгуют отзывами десятков тысяч авто¬мобилей по куда менее серьезным причи¬нам! При этом не считаются с затратами -«потеря лица» гораздо дороже. Здесь же на карте стоит жизнь! Ведь дернись руль в ме¬нее благоприятный момент - одним горе¬мыкой стало бы меньше. (Или пятью, по ко¬личеству пассажиров.) Да, ВАЗ тоже отзы-
вал «калины» в связи с неисправностями ЭУРа, только делал это, похоже, для галоч¬ки - машина нашего героя не попала в «зо¬лотую» серию. И таких немало: письма и звонки читателей - тому подтверждение. А быть может, просто не стоит овчинка вы¬делки? Худо-бедно, но в год раскупают сот¬ни тысяч машин. Только с таким отношени¬ем к покупателю овчинка эта никогда не станет золотым руном, а торговая марка ВАЗ - символом современного автомоби¬ля.И, пожалуй, хорошо, что на «Калине» нет ни подушек безопасности, ни АВ5 - с ними «не справившихся с управлением» могло стать гораздо больше.
Журнал За рулем №9 2008